Поэзия , проза и т.д.
Раздел находится в разработке. Будет меняться структура и состав. Сквозь магический кристалл с трудом различаю , что из всего этого в результате получится. Здесь буду размещать все что понравилось самому , что мог бы порекомендовать своим друзьям для прочтения. Ну и свое что-нибудь , если будет появляться 😉
Пока предварительно помещаю свое небольшое историческое эссе , одно свое стихотворение , два Марины Цветаевой , три Осипа Мандельштама , одно Бориса Пастернака, одно Валерия Брюсова ну и «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Послушай , Александр , неплохая компания , не правда ли ? 😉
Стихотворение было написано в 1995 году , когда Бог Библии избавил меня от употребления алкоголя — с 1 июля 1995 года я не пью спиртное абсолютно (ни пива , ни шампанского , вот уже почти 12 лет). Некую угловатость фраз , стиля и форм вполне осознаю . Сейчас , наверное , так бы не написал — но что было , то было. Хочется зафиксировать историю. Остановись , мгновение !
(12 декабря , 2012 . Услышал недавно очень хорошую фразу: «Тот кто не погибал , не понимает и не чувствует, что такое Спасение и для чего оно нужно.»)
Темный, душащий смрад
Тучи черные — смерть
Влево шаг — липкий ад
Вправо шаг — гроба твердь
Я иду как слепой
Вот уж близок конец…
Бездны пасть предо мной
Здравствуй, демон — дворец
Хватит душу тянуть !
Все равно я уж твой…
Дай, на память взгляну ,
В лик знакомый земной
О, мир мук , ухожу !
Жизнь,любовь — как во сне
Никого не сужу ,
И простите вы мне :
Что родившись в грехе
Так и жил не борясь
Плыл по сладкой реке
Бога вымарав в страсть
Ни о чём мне не жаль…
Только режет глаза…
И могильную даль
Осветила слеза
Зарыдал — и упал
И молился , как мог
Тьмы затрясся вассал
И подвигся чертог
И сквозь черные тучи
Луч света проник
И на мрачные кручи
Излил Божий лик
И с небес Всадник Светлый
Взгремел , всё круша
И средь мертвого пепла
Восстала душа.
1995 г.
Небольшое историческое эссе было написано в 1996 году . В нем есть слабые места, но есть и вполне неплохие моменты и наблюдения. Читая его сейчас , понимаю , что сейчас бы я каких-то моментов не коснулся вообще , что-то написал бы по-другому , но опять же , что было то было , хочется зафиксировать убегающее время. Некоторые моменты не будут понятны , если не вспомнить политический контекст того года — выборы президента России , первая чеченская война и т.д.
Скачать:
Эссе : Античная литература о России и не только…
( Из словаря : Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580). Столь же непосредственны и прихотливы — с парадоксальным оттенком торжественности — проповеди Дж.Донна. Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-«метафизик» А. Коули (1618-1667), автор «Некоторых рассуждений в форме эссе»; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики.
В 18-19 вв. Э. — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд — в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон — в 20 в. Их лучшие образцы — импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).
Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.
В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки. )
Марина Цветаева.
ДОН
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.
24 марта 1918
P.S. Для тех , кто может быть не знает. Вандея — это область во Франции, где во время Великой Французской революции в 1793 году был потоплен в крови анти-революционный мятеж крестьян и аристократии.
Марина Цветаева.
Кровных коней запрягайте в дровни…
Кровных коней запрягайте в дровни!
Графские вина пейте из луж!
Единодержцы штыков и душ!
Распродавайте — на вес — часовни,
Монастыри — с молотка — на слом.
Рвитесь на лошади в Божий дом!
Перепивайтесь кровавым пойлом!
Стойла — в соборы! Соборы — в стойла!
В чертову дюжину — календарь!
Нас под рогожу за слово: царь!
Единодержцы грошей и часа!
На куполах вымещайте злость!
Распродавая нас всех на мясо,
Раб худородный увидит — Расу:
Черная кость — белую кость.
Москва. 2 марта 1918
Первый день весны.
О.Э. Мандельштам
Имя при рождении — Иосиф;
(3 (15) января 1891 Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка во Владивостоке).
Дано мне тело…
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.
1909
Предыдущее стихотворение Мандельштам написал , когда ему было 18 лет.
За следующее стихотворение О.Мандельштама по сути уничтожили в лагере в 1938г.
Надо обладать большим мужеством , чтобы написать подобное стихотворение в такое время.
Услышав это стихотворение ,Пастернак сказал Мандельштаму :
«Это не поэзия , это самоубийство».
Какие точно найденные слова: «тонкошеих» вождей; «бабачит»; «тычет».
«..слова, как пудовые гири…» — бесподобное стихотворение. Виден великий мастер.
(в дополнение: вместо строк «Как подкову, кует…» ,я встречал «Как подкову, дарит…»)-
второй вариант со словом «дарит» мне кажется более лучшим: дарит, облагодетельствует
своими указами слепо преданное население.
О.Мандельштам.
Мы живем, под собою не чуя страны…
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933
Репрессии 30-х годов. Можно это передать документом , детальным прозаическим повествованием . А можно поэзией. Как же это написано(!) , какое давление чувствуется на человека: "так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток." И ожидание дорогих гостей , "шевеля кандалами дверных цепочек" - только гений может передать дух десятилетия страны маленьким стихотворением.
Осип Мандельштам
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Декабрь 1930
Воронеж - мой родной город, я прожил там 23 года. Мандельштам был там в ссылке и вот что написал об этом городе. О.Мандельштам. Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь,- Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.
Апрель 1935
Вспоминаем неувядающий, актуальный каждый Новый год фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы..." и читаем. Пастернак очень лиричный поэт. Недавно (март 2009) прочитал книгу из серии ЖЗЛ Д.Быкова "Борис Пастернак". Всем друзьям рекомендую. Б.Пастернак. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.
1931
Валерий Брюсов
МИР ЭЛЕКТРОНА
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
Николай Заболоцкий .
Птичий двор
Скачет, свищет и бормочет
Многоликий птичий двор.
То могучий грянет кочет,
То индеек взвизгнет хор.
В бесшабашном этом гаме,
В писке маленьких цыплят
Гуси толстыми ногами
Землю важно шевелят.
И шатаясь с боку на бок,
Через двор наискосок,
Перепонки красных лапок
Ставят утки на песок.
Будь бы я такая птица,—
Весь пылая, весь дрожа,
Поспешил бы в небо взвиться,
Ускользнув из-под ножа!
А они, не веря в чудо,
Вечной заняты едой,
Ждут, безумные, покуда
Распростятся с головой.
Вечный гам и вечный топот,
Вечно глупый, важный вид.
Им, как видно, жизни опыт
Ни о чем не говорит.
Их сердца послушно бьются
По желанию людей,
И в душе не отдаются
Крики вольных лебедей.
1957г.
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – Заболоцкий хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Предыдущее и следующее стихотворения Николая Заболцкого написаны в интересной форме. Сначала следует некое наблюдение-описание некого случая/явления, а потом следует очень краткий афористичный философский анализ этого наблюдения.
Николай Заболоцкий
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955г.
Николай Рубцов (1936-1971)
ЛАСТОЧКА
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Вот это стихотворение Николая Рубцова не мог здесь не поместить , так как стихотворение великолепное и гениальное по своей простоте , хотя к теме сайта имеет наверное немного отношения. Итак , стихотворение КОЗА :
КОЗА
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ. —
Как не стыдно тебе, егоза?
И КОЗА ОПУСТИЛА ГЛАЗА. (!!! какая находка !)
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.
Николай Рубцов прожил всего 35 лет , трагически погиб 18 января 1971 года , подробнее можно прочитать здесь http://rubtsov.id.ru/derbina/urkin.htm
Н.Гумилев
Вечное (Я в коридоре дней сомкнутых…)
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот;
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине, —
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, —
Положит посох, обернется
И скажет просто: «мы пришли».
Осень 1911 года
А.С.Пушкин
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Вот очень хорошее стихотворение современного христианского поэта.
Наталья Щеглова
Детдом
Серые стены,
мрачный забор,
Детства поруганного позор,
Окна ослепли от пролитых слез,
Вот он –
тот страшный детдом,
Где я рос.
Голод в душе,
казарма, муштра…
К замку сиротства
привыкнуть пора,
Нам говорят,
что отца у нас нет,
Он-де легенда и выдумка,
бред…
Стопы бумажных дел перерыв,
Я обращаюсь
в библейский архив,
С дрожью несу я
страницы к лицу,
Кто мне поможет
вернуться к отцу?
…Наша Земля –
огромный детдом,
Пусты глазницы
озонных окон,
В этом детдоме
разбитых сердец
Ищет тебя
твой Небесный Отец.