Когда я первый раз прочитал одну из апорий Зенона — «Ахиллес и черепаха» — а прочитал я ее в «Войне и мире» Л. Толстого , будучи учеником 9-10 класса т.е. примерно в 1988-1989гг. — я был поражен. Зенон Элейский жил в V веке до н.э. Современники упоминали 40 его апорий, до нас дошли 9. На протяжении этих 2500 лет апории не перестают вызывать удивление и восхищение думающего человечества. Как считают некоторые мыслители, Зенон не отрицал движение как таковое, а отрицал возможность его выражения в логике понятий, т.е. адекватное представление движения в нашем уме-сознании , на что и указывают апории. Сознание наше при восприятии пытается расчленить реальность, как говорил А.Бергсон , мы имеем «кинематографический механизм мышления» . При просмотре фильма мы имеем 24 кадра , а воспринимаем фильм как будто непрерывный. А что между кадрами ? Вот так и наш ум воспринимает мир. Л.Толстой в «Войне и мире» приводит апории , чтобы показать , что человек пытается вот также по отдельным историческим событиям , выдающимся личностям уловить закономерности исторического процесса, когда исторический процесс непрерывен . Но таковы, увы, особенности нашего познания этого мира.
А теперь читаем неувядаемые апории Зенона.
Ахиллес и черепаха
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.
Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.